На днях в Швейцарии наблюдал за русской компанией, председатель которой требовал у официанта принести запечатанную бутылку самого дорогого коньяка и непременно в коробке пронести ее через весь зал. А дело было в одном из пятизвездочных отелей Швейцарии.
Абрамович в Нью-Йоркском ресторане поужинал на 47 000 $
Надо ли говорить о том, что вся публика откровенно дивилась подаче коньяка в коробке и прыскала со смеху. Потребители же напитка чувствовали себя вполне комфортно, громко разговаривали, ругались матом и никого вокруг не замечали.
Да, национальная гордость великороссов приобретает гротескные черты. Помните историю, которую западная пресса нет-нет, да и вспомнит — как Абрамович в Нью-Йоркском ресторане поужинал на 47 000 $? А как другой российский бизнесмен заплатил в лондонском ресторане 55 000 $ всего за одну бутылку шампанского на завтрак, и, чтобы закрепить успех, сделал «контрольный выстрел» в виде 15 000$ чаевых.
Ну что поделать, если мы не можем удивить мир по-другому? Широта души русской высмеивается теми, кто так не может, и превозносится теми, кому перепадает.
Но так ли однозначно в подобном швырянии денежными знаками прослеживается пресловутая купеческая удаль? Скорее нет, чем да. Проведя столько лет взаперти и будучи закрытыми и опасными для всего мира, мы тупо стараемся его покорить (или подкупить?). Мы забываем, что наша щедрость для рациональных иностранцев означает глупость, невежество и даже хамство. Кажется, дошло! Отсутствие культуры — это не просто матерная брань в публичных местах, громкие телефонные разговоры во время киносеанса, вычурная одежда и кричащая косметика с утра пораньше… Это еще и неумение обращаться с деньгами, неуважение к ним, а значит — отсутствие культуры потребления. Впрочем, мне знакомы ситуации, когда свои же пытаются скорректировать затратную часть богатеев.
Все знают, что на горнолыжных курортах ежегодно устраивают вечеринки по поводу Рождества и других праздников. Вот и мои близкие устраивали год за годом. С большим размахом, надо заметить. Со временем на эти вечеринки стали прорываться и совершенно чуждые этому кругу люди. На одной из тусовок я услышала от приятной незнакомки лет восемнадцати нелестную оценку мероприятия: «Совсем лохи обнаглели. Даже икры на этот раз не выкатили!».
Можно ли назвать «уважением» целование рук, достающих из бумажника щедрые чаевые? Ведь именно чаевыми наши богатые соотечественники пытаются покорить мир. Во всем мире бизнес — дело семейное, передающееся из поколения в поколение. Ответственность владельца бизнеса перед своими же детьми не позволяет им включать в расходы компании пятизначные чаевые за минуту сомнительной славы. У нас же все с точностью наоборот: «бизнесмен» стремится «срубить» по-быстрому и укатить в предместья Лондона, где все окрестные официанты и маникюрши будут дарить ему плотоядные улыбки, но только до тех пор, пока не иссякнет поток «русских чаевых». В этом и есть отличие бизнесмена от нувориша. Первые осознают свою ответственность, если не перед обществом, то хотя бы перед своими детьми, вторые же гуляют на все. Могу вам сказать, друзья мои, что класс первых медленно, но неуклонно растет, но и вторые в обозримой исторической перспективе будут радовать нас трюфелями с квашеной капустой в номер.
nnm.ru
|